Top.Mail.Ru

Гуманоидные роботы на производстве

9 октября 2025

Инженерный реализм против маркетингового ажиотажа

В последние годы индустрия гуманоидной робототехники переживает настоящий бум. Компании вроде Tesla, Agility Robotics и Figure, подпитываемые миллиардными инвестициями, рисуют будущее, в котором человекоподобные машины в корне изменят характер труда. Однако за громкими заявлениями и эффектными демонстрациями скрывается суровая промышленная реальность, где действуют иные, гораздо более жесткие законы. Прежде чем гуманоиды смогут масштабироваться, им предстоит преодолеть ряд фундаментальных инженерных и экономических барьеров, о которых за пределами лабораторий говорят не так часто.

Пропасть между производственными планами и рыночным спросом

Производственные амбиции лидеров отрасли впечатляют: Agility Robotics планирует выпускать свыше 10 000 роботов Digit в год, Tesla заявляет о десятках тысяч единиц Optimus к 2026 году, а Figure видит путь к 100 000 машин. Финансовые аналитики, вдохновленные этими перспективами, прогнозируют рынок в триллионы долларов к середине века.

Однако на текущий момент этот рынок остается почти целиком гипотетическим. Ключевая проблема, которую точно обозначила Мелони Уайз, ранее занимавшая пост директора по продуктам в Agility Robotics, заключается не в производственных мощностях, а в отсутствии агрегированного спроса. Существующие цепочки поставок для робототехнических компонентов действительно способны поддержать даже самые оптимистичные планы по выпуску «тел» роботов. Но промышленный бизнес масштабируется не через единичные поставки, а через крупные развертывания. А для этого необходимо найти применение, требующее одновременной работы сотен или тысяч гуманоидов на одном объекте. На сегодня таких кейсов просто не существует.

Индустрия делает ставку на то, что прорыв в области искусственного интеллекта позволит создать многоцелевых роботов, способных выполнять десятки различных задач. Но, как отмечает Уайз, «реальность такова, что в настоящее время ИИ недостаточно надежен, чтобы соответствовать требованиям рынка». Ожидание чуда от ИИ — это стратегический риск, а не гарантированный путь к успеху.

Три кита промышленной эксплуатации: энергетика, надежность, безопасность

Чтобы стать полноценным промышленным активом, гуманоидный робот должен соответствовать трем важным критериям.

  1. Энергоэффективность и автономность. Для цеховой логистики или сборки робот, проводящий большую часть времени на зарядке, экономически нецелесообразен. Компании идут на сложные инженерные компромиссы. Например, последняя версия Digit от Agility оснащена громоздким рюкзаком с аккумулятором, обеспечивающим коэффициент зарядки 10:1 — 90 минут работы после 9 минут подключения к сети. Однако, как поясняет Уайз, в реальности робот будет тратить несколько минут на зарядку после каждых 30 минут работы, чтобы сохранить часовой резерв на случай непредвиденных остановок в производственном процессе. Представьте себе эксплуатацию парка из сотен таких машин весом под центнер: организация их питания превращается в отдельную логистическую задачу.
  2. Надежность. В высокомаржинальном производстве простои измеряются десятками тысяч долларов в минуту. Промышленные клиенты привыкли к надежности оборудования на уровне 99,99%. Это означает менее часа простоя в год. Достичь таких показателей для сложной биомеханической системы с динамическим балансированием — задача невероятной сложности. Agility Robotics демонстрировала подобную надежность лишь в узкоспециализированных сценариях, но не в режиме многоцелевого универсального использования.
  3. Безопасность. В отличие от дронов или автономных автомобилей, которые развивались в «регуляторном вакууме», гуманоиды сразу попадают в жестко регламентированное промышленное пространство. Здесь робот рассматривается как часть оборудования, подчиняющаяся строгим стандартам.
    Мэтт Пауэрс из Boston Dynamics, участвующий в разработке стандарта ISO для динамически балансирующих роботов, указывает на основную проблему: традиционный аварийный останов для такого робота может быть небезопасен. Резкое отключение системы приведет не к плавной остановке, а к падению тяжелой машины, что создает дополнительные риски. Первоначальная стратегия Boston Dynamics с роботом Atlas — начинать с развертывания в зонах с низким уровнем риска, вдали от людей, и постепенно наращивать сложность по мере подтверждения надежности систем безопасности. Но такой подход напрямую ограничивает функционал и ценность робота.

Фундаментальный вопрос: а нужен ли нам гуманоид?

Все эти вызовы заставляют задуматься над более глубоким вопросом: является ли антропоморфная форма с двумя ногами оптимальным решением для промышленных задач?

Теоретическое преимущество двуногого шага — мобильность в средах, созданных для человека. Однако в существующих демонстрациях гуманоиды либо статичны, либо перемещаются по ровным полам. Их мобильность пока несопоставима даже с примитивным погрузчиком. В то же время, для подавляющего большинства задач в логистике и сборке существуют более надежные, эффективные и дешевые альтернативы — мобильные манипуляторы на колесной базе. Они лишены проблем динамического баланса, проще в обслуживании и уже сегодня готовы к масштабированию.

От потенциала к реальности — путь методичного инжиниринга

Безусловно, гуманоидные роботы обладают колоссальным потенциалом. Однако в промышленной инженерии потенциал не имеет ценности до тех пор, пока он не подтвержден надежностью, экономической эффективностью и безопасностью.

Преодоление пропасти между ажиотажем и реальностью потребует не прорывных демо-роликов, а кропотливой, методичной работы по решению скучных, но жизненно важных инженерных проблем. Фокус должен сместиться с вопроса «Сколько роботов мы можем произвести?» на вопросы «Какую конкретную экономическую ценность они приносят?», «Как мы гарантируем их бесперебойную работу в течение тысяч часов?» и «Как мы обеспечим абсолютную безопасность для человека-оператора рядом?».

Путь к истинному масштабированию лежит не через маркетинг, а через суровую дисциплину промышленного инжиниринга. И этот путь, как показывает история автоматизации, всегда оказывается длиннее и сложнее, чем нам хотелось бы верить.